Электронная библиотека

"Astra поп mentiuntur" etc. Слова Бенвенуто де Имола, одного из ранних комментаторов Данте.

В диалоге "De nobilitate" Поджо Браччолино отстаивает мысль, что человеческое достоинство не зависит от происхождения. Та же идея повторяется и у других гуманистов (Салутати, Полициано. Платины). Эней Сильвий Пикколомини, впоследствии папа Пий II (ум. 1464 г.), написал сочинение "О воспитании князей".

Альбрехт Бранденбургский (1480 - 1545), архиепископ Магдебургский (с 1513 г.) и Майнцский (с 1514 г.), был приверженцем гуманизма, но врагом реформации. Им, между прочим, был послан тот Тецель, торговля которого индульгенциями повела к "95 тезисам" Лютера.

Инфула то же, что митра, головное одеяние католических епископов.

"Бессмертная сатира Себастиана Бранта" (1457 - 1521) -- "Корабль дураков" ("Narrenschiff").

Начало инквизиции, в позднейшем, специальном смысле этого слова, относится к концу XII и началу XIII в. Первоначально инквизиторов для розыска еретиков назначал местный епископ; потом инквизиторские обязанности были вверены доминиканцам, зависевшим непосредственно от папы.

Фома де Торквемада р. 1420, ум. 1498 г.

Папская булла Summis desiderantes affectibus, направленная прямо против ведьм и ведунов, издана папою Иннокентием VIII в 1484 г.

"Он -- ни скоттист, ни альбертист, ни фомист, ни оккамист", т. е. не последователь ни Дунса Скотта, ни Альберта Великого, ни Фомы Аквинского, ни Вильгельма Оккама -- светил средневековой философии.

Томас Мурнер (1475 - 1537) сначала был сторонником реформации, потом резко нападал на неё. Им написана книга: "Von dem grossen lutherischen Narren, wie ihn Doctor Murner beschworen hat" (1522).

Святая Елизавета -- Елизавета Тюрингенская (1207 - 1231). Святая Клара Шиффи (1193 - 1253) -- основательница ордена клариссинок.

Об архиепископе Кёльнском см. примечание к гл. 6. Союз Трира с протестантским Гессеном был заключен в 1532 г.

"Се -- ты почиваешь на законе" и т. д. -- К Римл. II, 17.

Взгляд Гемиста Плетона (ум. 1451) на демонов был изложен им в обширном философском сочинении, весьма распространённом в XV и начале XVI в., но до нас дошедшем лишь в отрывках. Рассказ Поджо о Тритоне входит в его "Facetiae".

"Заметь, что ни Цицерон, ни Гораций..." Замечание нелепое, ибо при Цицероне и Горации не было христианских монастырей. Но и Петрарка писал: "Я нигде не встречал, чтобы Сципион или Цезарь занимались турнирами".

Как известно, в XVI и XVII вв. в целом ряде монастырей открывались эпидемии одержания. Наиболее знамениты из этих случаев: процесс урсулинок в Эксе (дело Гоффриди 1609 - 1611 г.) и процесс урсулинок в Лудене (дело Урбана Грандье 1632 - 1634 г.), но всех их можно насчитать несколько сотен (J. Michelet. La SorciХre; J. Baissac. Les Grands Jours de la Sorcellerie. P. 1890; P. RХgnard. Les maladies ХpidХmiques de l'esprit. P. 1880; etc). Специалисты различали тот случай, когда дьявол одержал свою жертву изнутри, то были одержимые, possessi, possede's, besessene, или когда он лишь овладевал ею извне, -- obsessi, obsedes, geplagte. Некоторые указывали ещё на третий случай, когда жертва была под влиянием чар -- maleficti, ensorceillХs, behexte.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки