Электронная библиотека

M. Дель-Рио (1551 - 1608) различает четыре рода магии: naturalis, artificialis, praestigiatrix, daemoniaca. Агриппа -- только три: mathematica, naturalis, veneficia, ставя отдельно гойетейю, или некромантию. Отличали ещё белую магию, которая опиралась на силы ангелов, а не демонов. Церемониальная магия называлась иначе оперативной.

О Иоганне Райме то же самое говорил Агриппа в своём известном обличительном письме к Кёльнским властям, 11 января 1533 г. Упоминаемые далее сочинения известны нам в следующих изданиях: Ulricus Molitor. De lamiis et phitonicis mulieribus. Tractatus ad illustrissimum principem dem Sigismundum archiducem austriae. Anno Dni 1489 (s. I), Martinus, concionator Tubing. Opusculum de sagis maleficiis. C. praefat. ih. Bebelij. In aedibus Th. Aushelmi imp. S. Stir. 1597; Jac. Hochstraten, ord. Praed. Ad. Philippum archiep. Coloniae tractatus magistralis, declarens quam gravier peccent quaerentes auxillium a maleficis. Colonia. Mart de Werdena. 1510.

Ульрих Целль почитается старейшим Кёльнским типографом; его издания, большею частью помеченные "apud Lyskirchen", известны с 1466 г. и ценились долгое время, какобразцовые. Иоганн Сотер -- типограф, работавший в Кёльне в начале XVI в. Общеизвестны имена создателя "альдин" -- Альдо Мануция, работавшего в Венеции (с 1495 г.) и Генриха Стефана, или Этьена (1460 - 1520), члена известной семьи типографов, работавших в Париже.

"Das Geheimniss der heiligen Gertrudis zur Eriangung zeitlicher SchДtze und GЭter". Издано в Кёльне в 1506 г. Рукописи: "Buch Mosis und dreifacher HЖllenzwang", "Machtige BeschwЖrung der hЖllischen Geister" и "Hauptzwand der Geister zu menschlichen Diensten", теперь напечатаны, на основании монастырских рукописей конца XV и начала XVI в. в издании: Bibliotheca Magica, KЖln, 1810.

Что касается трактата Malleus maleficarum in tres partes divisus, inquibus concurentia ad maleficia (etc.) continetur Шпренгера и Инститора, то после своего первого появления (Кёльн, 1487) он постоянно переиздавался и в короткое время приобрёл такой авторитет, что его называли liber sanctissimus и папа Иоанн XXIII рекомендовал его как руководство епископам.

"Тут наконец попали в мои руки" etc. Называемые далее писатели действительно считались в XVI в. авторитетами по магии. Сходный перечень находим у Ж. Вира (1. II. ch. IV). Творения Альберта Великого (1195 - 1280) были изданы, более или менее полностью, лишь в 1651 г.; но отдельные его сочинения были широко распространены в конце Средних веков. Из магических сочинений Арнольда де-Вильнёв (ум. 1314) особенно ценились: "De phisicis ligaturis" и "De sigillis duodecim signorum"; Роджера Бэкона "De mirabilis potestate artis et naturae". Ансельм Пармезанский (ум. 1440) известен как алхимик, но Вир (Liber apologeticus) относит его к числу магиков. Пикатрикс (XIII в.) и особенно аббат Иоанн Тритгемий (1462 - 1516) -- авторитеты по магии, как и Пётр Апонский (или Абанский, 1250 - 1316), сочинения которого часто приписывались Агриппе. Первое печатное издание сочинения Агриппы (см. ниже, гл. 6) "De Occulta Philosophia" помечено: июль 1533 г.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки