Электронная библиотека

символистов, вело к разрыву с ними. Когда-то он настойчиво превозносил мечту

и грезу над действительностью. Теперь в своих критических статьях он со всей

категоричностью утверждает, что "начало всякого искусства - наблюдение

действительности", что "как только искусство отрывается от действительности,

его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают".

К всемерному усилению связи с окружающей действительностью, с реальной

жизнью, в том числе самой обыденной, самой простой, стремится Брюсов в своих

стихах 1910-х годов.

На заре своего творчества Брюсов выражал демонстративное пренебрежение

к реальной природе:

Создал я в тайных мечтах Мир идеальной природы, - Что перед ним этот

прах: Степи, и скалы, и воды.

Вскоре, однако, это высокомерно-презрительное отношение к природе, по

выражению поэта, "соскочило" с него. С каждым новым сборником 1900 - 1910-х

годов тема природы занимает у Брюсова все большее место. Поля, леса, горы,

море, "блеск дня, чернь ночи, вёсны, зимы" находят в нем своего влюбленного

певца.

В своих стихах второго десятилетия XX века Брюсов сознательно

полемизирует с декадентскими умонастроениями. Он хочет противопоставить

характерному для его бывших соратников утомлению жизнью "неукротимый,

непобедимый призыв к жизни, к жизни во что бы то ни стало, ко всем ранам и к

радостям ее". Недаром его сборник "Зеркало теней" открывается эпиграфом из

Фета:

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни

молодой Мне будет внятен отовсюду.

А сборник "Семь цветов радуги" начинается буйными строчками:

Что же мне делать, когда не пресыщен Я - этой жизнью хмельной!

В этом же десятилетии в творчество Брюсова входит и большая тема дружбы

народов, населяющих Россию, и поэт своей деятельностью вносит большой вклад

в развитие и укрепление этой дружбы.

Еще перед революцией он сближается с М. Горьким, активно участвует в

его издательских начинаниях. Горький высоко ценил сотрудничество Брюсова и

называл его "товарищем по работе на пользу русской культуры". Очень

плодотворно было их сотрудничество в подготовке сборников, способствовавших

ознакомлению русских читателей с поэзией некоторых других народов России.

Особое значение приобрела составленная Брюсовым книга "Поэзия Армении", над

которой он трудился и как переводчик многих поэтических текстов, и как

редактор, и как автор вступительной статьи. Можно сказать, что Брюсов открыл

русским читателям богатый мир армянской поэтической культуры, и

неудивительно, что в дни празднования его пятидесятилетия он был удостоен

почетного звания народного поэта Армении.

За четверть века своего дореволюционного творчества Брюсов, как мы

видим, исходил разные "пути и перепутья" (так назвал он трехтомное собрание

своих произведений), он перепробовал, можно сказать, "все напевы" (это также

название одного из его сборников).

В 900-е годы Брюсов уже пользовался большой популярностью и признанием.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки