Электронная библиотека

усилиями двигающих корабль, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни

судьбы.

Усиливающийся демократизм поэзии Брюсова проявляется и в его попытках

имитировать формы современного фольклора, и прежде всего городского. Так

появляется цикл его "Песен", среди которых две носят название "Фабричная".

Обострению внимания поэта к социальной проблематике мощно

способствовала вся общественно-политическая обстановка тех лет,

предшествовавшая революционному взрыву 1905 года, и особенно сама революция.

Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал

бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие

политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской

классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом,

он называет себя "песенником борьбы" и утверждает:

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике

"Stephanos" ("Венок"), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского

восстания 1905 года. Важнейший раздел этого сборника называется

"Современность".

Брюсов клеймит презрением буржуазных либералов, половинчатых

постепеновцев, "довольных малым", удовлетворяющихся жалкими уступками со

стороны царского режима. Со всею искренностью он готов прославлять "океан

народной страсти, в щепы дробящий утлый трон".

Правда, надвигающаяся революция привлекает его, главным образом, своей

разрушительной стороной. Революционеров он называет."близкими", но заявляет:

Ломать - я буду с вами, строить - нет!

Это дало В. И. Ленину основание определить тогдашнюю общественную

позицию Брюсова как позицию "поэта-анархиста".

Изменение содержания поэзии Брюсова и всего его мировосприятия привело

и к изменению его поэтического стиля. Уже в своем раннем стихотворении

"Сонет к форме" Брюсов выразил свое тяготение к "отточенной и завершенной

фразе", к "стройности сонета". Но в его ранних сборниках в стиле, в языке,

во всей поэтической манере было много импрессионистически неясного,

расплывчатого, смутного, неопределенного. У зрелого Брюсова стих становится

мужественным, чеканным, кованым, образы - выпуклыми, четкими, скульптурными,

фраза приобретает завершенный, афористический характер. Эти качества

подчеркивают почти все, характеризовавшие его поэзию зрелых лет. Так, Андрей

Белый назвал Брюсова "поэтом мрамора и бронзы", он писал о его "звенящих,

металлических строках", о "словах сильных, как удары молота". А. В.

Луначарский отмечал у Брюсова "граненую точность образов", "весомость каждой

строки и строфы и прекрасную архитектур-ность целого". И сам Брюсов считал

достоинством своих стихов именно "сжатость и силу", "предоставляя нежность и

певучесть - Бальмонту".

Конечно, творчество Брюсова 1900-х и 1910-х годов очень противоречиво.

Не раз он имел основание повторить слова

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки