Электронная библиотека

время - викингов времена.

Наметившееся в "Третьей страже" устремление из камерного, узколичного

мирка в большой мир с его делами и интересами находит воплощение и в

следующем сборнике - "Urbi et Orbi" ("Граду и миру"), самим заглавием

которого поэт показывает, что он обращается теперь не к узкому кружку своих

единомышленников, а к более широкому кругу читателей.

В таких стихотворениях, как "Побег", "Работа", Брюсов в значительной

степени предвосхищает тему блоковской поэмы "Соловьиный сад". Лирический

герой первого стихотворения, заслышав трубный зов, бежит из пышного алькова,

в котором он спал сладким сном, в жизнь с ее шумом, тревогами и заботами. В

повседневную жизнь, наполненную тяжелой работой, уходит и герой второго

стихотворения. Сбрасывая "порфиру с плеч", он берется за плуг, лопату и

кирку.

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом

жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное

творчество он - как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического

склада - представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а

поэтическую мечту - в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

Недавно заявлявший в своих стихах: "Я действительности нашей не вижу, /

Я не знаю нашего века", Брюсов теперь поворачивается лицом к современной

действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит

тема большого города, появляются и занимают значительное место картины

городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро

мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет

современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и

уродства. Брюсов становится первым поэтом-урбанистом в русской поэзии XX

века. Влияние Верлена сменяется воздействием певца города Верхарна, с чьими

произведениями Брюсов знакомит тогда же русских читателей в своих

великолепных переводах. Прежде для Брюсова было характерно признание: "Бреду

в молчанья одиноком". Теперь он записывает в дневнике: "Иду к людям,

сливаюсь с людьми, братаюсь с ними". В его стихах о городе все сильнее

звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных

городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение

"Каменщик" - о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет

томиться в заключении, может быть, его же сын. А вскоре поэт выразит горькую

жалобу другого каменщика:

Камни бьем, чтоб жить на свете,

И живем, - чтоб бить...

Горе тем, кто ныне дети,

Тем, кто должен быть!

После выхода "Третьей стражи" М. Горький писал Брю-сову: "Вы, мне

кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека". Горький не

ошибся. Тема угнетенного человека появляется у Брюсова и там, где он

обращается к историческому прошлому. Например, в стихотворении "Гребцы

триремы" он говорит от имени пленных рабов, прикованных к веслам и своими

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки