только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к
поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок,
идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали
мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма,
способная только дискредитировать любое общественное содержание.
В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая
деятельность Брюсова.
Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них
наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,
лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и
устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение
в этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной
тематики.
"Я чужд тревогам вселенной", - откровенно заявлял поэт. А в другом
стихотворении признавался: "Я не знаю других обязательств, / Кроме
девственной веры в себя".
Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то
оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной
моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий
поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать
какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему
тогдашняя зарубежная литература.
В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и
развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под
именем символизма или декадентства (от французского слова decadent -
упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные
настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической
действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)
произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью
художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и
противоречивых переживаний современного человека.
Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и
организатором "новой поэзии" в России. В 1894 - 1895 годах он выпускает три
небольших сборника под названием "Русские символисты", наполняя их
преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными
псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать
появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали
персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными
названиями: "Chefs d'oeuvre" ("Шедевры", 1895) и "Me eum esse" ("Это - я",
1897).
Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества?
Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую
позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении "Юному поэту",
содержащем три призыва: "никому не сочувствуй", "не живи настоящим",
Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>