Электронная библиотека

только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к

поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок,

идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали

мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма,

способная только дискредитировать любое общественное содержание.

В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая

деятельность Брюсова.

Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них

наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,

лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и

устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение

в этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной

тематики.

"Я чужд тревогам вселенной", - откровенно заявлял поэт. А в другом

стихотворении признавался: "Я не знаю других обязательств, / Кроме

девственной веры в себя".

Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то

оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной

моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий

поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать

какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему

тогдашняя зарубежная литература.

В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и

развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под

именем символизма или декадентства (от французского слова decadent -

упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные

настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической

действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)

произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью

художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и

противоречивых переживаний современного человека.

Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и

организатором "новой поэзии" в России. В 1894 - 1895 годах он выпускает три

небольших сборника под названием "Русские символисты", наполняя их

преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными

псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать

появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали

персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными

названиями: "Chefs d'oeuvre" ("Шедевры", 1895) и "Me eum esse" ("Это - я",

1897).

Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества?

Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую

позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении "Юному поэту",

содержащем три призыва: "никому не сочувствуй", "не живи настоящим",

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки