Электронная библиотека

Так было, так есть... неужели так будет?

"Марш!" и "пли!" - как молитва!

Первенствуй, капитал!

Навсегда ль гулы армий - музыка будней?

Красный сок не довольно ль поля пропитал?

Одним из первых Брюсов вводит в поэзию и образ того, кто возглавлял и

олицетворял революцию, кто был "воль миллионных воплощенье". Величественным

образом Ленина как бы завершаются у Брюсова его давние поиски настоящего

человека-героя, действительно заслуживающего прославления.

Но Брюсов не ограничивается в эти годы общественно-политическими

мотивами. Он стремится к всемерному расширению тематики поэтических

произведений, и не только за счет традиционных мотивов "о любви и природе".

В предисловии к сборнику "Дали" он говорит: "Все, что интересует и волнует

современного человека, имеет права на отражение в поэзии".

Человека XX столетия, разумеется, не могут не интересовать проблемы

научного познания мира, вопросы науки, роль которой в развитии общества с

каждым десятилетием все больше возрастает. По слову поэта наших дней

(Эдуардаса Меже-лайтиса), новые "распахнутые наукой горизонты ворвались и в

поэзию". Брюсов, "самый культурный писатель на Руси", по определению

Горького, оказался пионером и на этом пути. Он уже давно пропагандировал

"научную поэзию", а в послеоктябрьские годы активно осуществлял свою идею на

практике.

В его последних сборниках "Дали" и "Меа" ("Спеши") мы находим

эмоциональные отклики на новейшие открытия физики, математики, астрономии,

раздумья о теории относительности или теории электронов, мечты о

перспективах развития вселенной, о возможности научным путем бороться со

смертью, об установлении контактов с иными планетами, мирами, предвидение

научно-технических достижений нашего времени.

...Ждем дня -

Корабль в простор планетный бросить,

Миры в связь мира единя.

Искания Брюсова - поэта советской эпохи не ограничивались

идейно-тематической сферой. Брюсов считал, что, если поэзия хочет идти в

ногу со стремительно развивающейся жизнью, она должна вступить на путь

новаторства и в области формы, поэтической манеры, стихотворной техники.

Ускорение всего темпа жизни требует от современных поэтов, по его мнению,

революции в языке, нового синтаксиса, новых оборотов речи, новой ритмики,

отказа от плавной речи старых поэтов. Он призывал "откинуть в речи все

лишнее, сжать ее до последней остроты", отказаться от придаточных

предложений с их соединительными союзами и т. п. Эту программу Брюсов

пытался реализовать в овоем послеоктябрьском творчестве, доходя со

свойственным ему максимализмом до крайностей. Вот, например, в каких строках

он давал характеристику эпохи Рима и раннего христианства в стихотворении

"Тетрадь":

...Тоги, дороги, что меч; влечь под иго Всех; в речи медь; метить все:

А и В. - ...Тут же суд: путь в катакомбы; владыки Душ; плач; о ком бы? плач,

Рим, по тебе. Такие стихи с их чрезмерным лаконизмом, отрывочной

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки